Обзор изменений законодательства за апрель 2020

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СОБСТВЕННИКА БИЗНЕСА

Субсидии на зарплаты для бизнеса

Погашенная налоговая задолженность позволит малому бизнесу из пострадавших отраслей получить субсидию на выплату зарплат. Правила предоставления субсидий предприятиям субъектам малого и среднего бизнеса из перечня отраслей, наиболее пострадавших из-за распространения коронавируса утверждены. Согласно правилам, одним из условий предоставление субсидии является отсутствие по состоянию на 1 марта 2020 года недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3 000 рублей. По предварительной оценке налоговых органов таких налогоплательщиков, которые могли бы получить субсидию, но не соответствуют данному требованию, около 300 000.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576.

Меры поддержки системообразующих предприятий

Правительство РФ утвердило меры поддержки для пострадавших от пандемии системообразующих предприятий. Каждое из них может претендовать на кредит по льготной ставке. Особо пострадавшим предприятиям будет обеспечена дополнительная помощь, в том числе субсидии на возмещение затрат, отсрочка уплаты налогов и авансовых платежей по ним, а также госгарантии, необходимые для реструктуризации существующих или выдачи новых кредитов и облигационных займов.

Для получения помощи организации должны пройти стресс-тестирование. Заявки тех из них, кто по результатам теста оказался в зоне риска, должны быть верифицированы и рассмотрены на заседаниях Межведомственной комиссии и Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.05.2020 № 651.

Уголовно-правовое регулирование

Увеличиваются суммы нерепатриированных денежных средств для исчисления крупного и особо крупного размеров в целях применения мер уголовной ответственности. Скорректирован крупный и особо крупный размер неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей. Кроме того, корректируется сфера применения статьи 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)». Учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники юридического лица, а также руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по данной статье только в силу организационно-штатной структуры организации (структурного подразделения) и совершения преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией экономической деятельности. Кроме того, в ч. 2 ст. 193 УК РФ внесены изменения, устанавливающие равную повышенную ответственность за указанные нарушения, совершенные как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой.

Документ: Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Правонарушения в сфере валютного законодательства

Установлен штраф за незачисление или несвоевременное зачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, если сумма указанных денежных средств превышает 100 млн. рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Данная санкция распространяется на составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Кроме того, за указанные административные правонарушения может быть назначено административное наказание в виде предупреждения. При этом должностное лицо подлежит дисквалификации при повторном совершении указанных правонарушений, только если ранее за них был назначен административный штраф. Таким образом, введен новый состав правонарушения.

Документ: Федеральный закон от 01.04.2020 № 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Регионы освобождены от платежей по бюджетным кредитам Правительство РФ изменило для регионов график выплат по бюджетным кредитам.

Согласно изменениям, в 2020 году регионы полностью освобождаются от погашения долга. При этом в период с 2021 по 2024 годы субъекты РФ будут выплачивать по 5% задолженности ежегодно. В 2025–2029 годах регионы должны будут внести остаток равными долями с возможностью досрочного погашения.

Как отмечается в сообщении Правительства РФ, средства, которые освободятся в 2020 году, субъекты РФ смогут направлять на ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов.

Документ: Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 619.

Мораторий на банкротство

Для налогоплательщиков, юридических лиц и предпринимателей, которые наиболее пострадали от распространения коронавирусной инфекции до 06.10.2020 действует мораторий на банкротство. Смысл моратория на банкротство состоит в ограничении или запрещении действий кредитора, направленных на запуск процедуры банкротства должника. Но должники, на которых распространяется действие моратория, могут и отказаться от его применения, то есть отказаться от моратория на банкротство.

Мораторий на банкротство ограничивает не только возможности кредиторов, но и деятельность должников. Отказавшись от применения моратория на банкротство, юридическое лицо сможет выплачивать дивиденды и распределять прибыль между участниками общества, участники общества могут выходить из предприятия, компания сможет производить зачет взаимных встречных требований.

Для того, чтобы отказаться от моратория на банкротство, нужно опубликовать сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. После этого последствия и ограничения моратория на банкротство к заявителю не будут применяться.

Документ: Федеральный закон № 149-ФЗ от 24.042020.2020.

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ, СБОРОВ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Подтверждение нулевой ставки акциза

Конституционный Суд РФ признал положения п. 1 ст. 193 и п. 4 ст. 195 НК РФ, а также п. 5 ст. 20 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не противоречащими Конституции РФ.

Обязанность представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой налоговой ставки или право на предоставление налогового вычета - в частности наличие требуемого правового статуса у контрагента налогоплательщика, - не может рассматриваться как противоречащая Конституции РФ.

Обнаружение же недостачи спиртосодержащей и алкогольной продукции (в том числе при недоказанности факта ее уничтожения самим налогоплательщиком) свидетельствует о невозможности для налогоплательщика подтвердить, а для налогового органа - опровергнуть совершение конкретной хозяйственной операции из числа указанных в ст. 193 НК РФ и, соответственно, наличие или отсутствие права применения нулевой налоговой ставки. Федеральный законодатель не лишен возможности дальнейшего совершенствования правового регулирования вопросов оборота этилового спирта.

Так, в отношении последствий прекращения действия лицензии для организаций - производителей этилового спирта он вправе расширить круг законных способов распорядиться образовавшимися у них остатками данной продукции (особенно это значимо для случаев, когда деятельность данных лиц не была сопряжена с нарушениями установленных правил).

Он также вправе регламентировать процедуру уничтожения организацией-налогоплательщиком остатков этилового спирта.

Документ: Постановление №22-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 193 и п. 4 ст. 195 НК РФ, а также п. 5 ст. 20 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Центр-Продукт».


Убыток от исполнения форвардного валютного контракта

Между налогоплательщиком и банком был заключены поставочные валютные форвардные контракты на приобретение в определенную дату иностранной валюты (доллары США) по фиксированному курсу, с целью хеджирования валютных рисков. В результате разницы курса ЦБ РФ и курса по форвардному контракту по результатам сделки хеджирования у налогоплательщика возник убыток. Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности включения в состав расходов этого убытка. Спорные операции не являлись в силу ст. 301 НК РФ операциями хеджирования, поскольку: 1) отсутствовал объект хеджирования; 2) источником оплаты по контрактам с иностранным контрагентом не являлись суммы иностранной валюты.

Суд отклонил оба довода налогового органа и рассмотрел спор в пользу налогоплательщика, исходя из следующего. 1) Указанный в первоначальной справке номер контракта являлся внутренним номером, созданным автоматически при согласовании проекта договора, после окончательного согласования всех условий был подписан лицензионный договор, предмет которого, сроки оплаты и сумма полностью совпадают с условиями договора, указанного в форвардном контракте и справке, иных договоров на тех же условиях между сторонами заключено не было; 2) Финансовый результат по форвардным контрактам, базисным активом по которым выступает иностранная валюта, может компенсировать финансовый результат по сделкам, предусматривающим расчеты в той же валюте, являющейся объектом хеджирования, независимо от того, будет ли являться «источником» расчетов по сделке, являющейся объектом хеджирования, именно та иностранная валюта, которая была зачислена на счет налогоплательщика в результате исполнения форвардного контракта.

Документ: Решение АС г. Москвы от 09.04.2020 по делу № А40-164951/2019.

Плательщик ЕНВД обязан представить кассовые документы

Верховный суд не стал пересматривать выводы нижестоящих судов, которые признали законным привлечение к ответственности за непредставление документов по требованию налоговиков при выездной проверке. Проверяющие из налоговой запрашивали у организации, которая платила ЕНВД, в том числе:

              кассовые отчеты;

              приходные и расходные кассовые ордера;

              расходные накладные.

Суды признали, что истребуемые первичные документы содержали сведения о том, на каких основаниях налогоплательщик получает средства, а также как он распоряжается деньгами. Плательщик ЕНВД обязан соблюдать порядок ведения кассовых и расчетных операций. Следовательно, налоговая инспекция на законном основании запрашивала документы.

Документ: Определение ВС РФ от 14.04.2020 №304-ЭС20-4710.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Стратегические и крупнейшие организации

Приказ Федеральной налоговой службы от 07.04.2020 № ЕД-7-14/238@ «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 года № ММВ-714/729@» Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.04.2020 г. Приказ вступает в силу со дня опубликования. Открытые данные о стратегических организациях, предприятиях ОПК и крупнейших налогоплательщиках появятся на сайте ФНС в 2025 г. Уточнено, что сведения о среднесписочной численности работников публикуются 8 апреля, а не 1 августа.

Документ: Приказ Федеральной налоговой службы от 07.04.2020 № ЕД-7-14/238@ «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 года № ММВ-7-14/729@».

Субсидии для субъектов МСП

Установлены правила предоставления в 2020 г. субъектам МСП наиболее пострадавших от пандемии отраслей субсидий на сохранение занятости и оплаты труда. Поддержка оказывается тем, кто есть в реестре субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 г. и относящихся к указанным отраслям по основному виду экономической деятельности согласно данным ЕГРЮЛ либо ЕГРИП на ту же дату. По состоянию на 1 марта 2020 г. должна отсутствовать недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 тыс. руб. Число работников в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90% количества работников в марте 2020 г. На каждого работника (включая самого ИП) либо ИП без работников выплатят МРОТ 12 130 руб. Обращаться нужно в налоговый орган по месту нахождения организации. Налоговая проверит соответствие требованиям и разместит информацию на сайте. Форма заявления находится в приложении № 2.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 г. № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Субсидии тем, кто кредитует МСП

Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 575 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Правительство внесло изменения в правила выделения субсидий кредитным организациям на предоставление отсрочки по кредитным платежам субъектов МСП, а также на возмещение недополученных доходов по кредитам на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. В частности, средние и крупные предприятия из пострадавших отраслей экономики наряду с малым и микробизнесом смогут получить беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 г. № 575 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Порядок перечисления сумм налогов с отложенным сроком уплаты

Установлено, что       уплата сумм   налогов          (авансовых    платежей),     страховых      взносов, предусмотренных подпунктами а-в пункта 1 Постановления Правительства от 2 апреля 2020 № 409, производится равными частями в размере 1/12 ежемесячно, начиная со следующего месяца, после наступления срока уплаты.

Постановление от 2 апреля 2020 года продлило сроки уплаты на шесть месяцев:

              налога на прибыль за 2019 год;

              единого налога при УСН за 2019 год;

              ЕСХН за 2019 год;

              налогов (кроме НДС, НПД и налогов, перечисляемых организацией и ИП в качестве налоговых агентов) и авансовых платежей по ним за март и I квартал 2020 года;

              страховых взносов и взносов на травматизм с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за март - май 2020 года.

На четыре месяца:

              налогов (кроме НДС, НПД и налогов, перечисляемых организацией и ИП в качестве налоговых агентов) и авансовых платежей по ним за апрель - июнь, за II квартал и первое полугодие 2020 года;

              налог, уплачиваемый при ПСН, срок уплаты которого приходится на II квартал 2020 года; страховых взносов и взносов на травматизм с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за июнь - июль 2020 года;

              страховых взносов за 2019 год, исчисленных ИП с дохода выше 300 тыс. руб. На три месяца: НДФЛ для ИП за 2019 год.

Кроме того, перенесены сроки уплаты авансов по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу:

              за I квартал 2020 года - не позднее 30 октября 2020 года;      за II квартал 2020 года - не позднее 30 декабря 2020 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 570 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409».

Гарантийная поддержка субъектов МСП

В целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства» вводится понятие «национальная гарантийная система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Гарантийная поддержка субъектов МСП направлена на обеспечение доступа субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, к кредитным и иным финансовым ресурсам и оказывается участниками национальной гарантийной системы путем предоставления поручительств и (или) независимых гарантий по:

             обязательствам субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, основанным на договорах;

             обязательствам        кредитных     организаций, микрофинансовых   организаций предпринимательского финансирования, иных юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП;

             обязательствам специализированных финансовых обществ по выпуску облигаций, обеспеченных залогом прав (требований) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам субъектов МСП;

             иным обязательствам субъектов МСП и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Документ: Федеральный закон от 01.04.2020 №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Расходы, связанные с коронавирусом

Затраты на дезинфекцию и СИЗ, произведенные для выполнения «противокоронавирусных» требований, можно учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль, а также при УСН и ЕСХН. Так, в перечень «прибыльных» расходов, а также расходов, учитываемых плательщиками УСН и ЕСХН, дополнительно включены расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и органов местного самоуправления в связи с распространением коронавирусной инфекции.

В список расходов, учитываемых в базе по налогу на прибыль, помимо этого добавлены расходы на приобретение медизделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение таких медизделий до состояния, в котором они пригодны для использования. Причем эти нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

Документ: Федеральный закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Алгоритм расчета страховых взносов для МСП

В отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10% как в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, так и свыше установленной предельной величины; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5%.

В отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, в размере, меньшем или равном величине МРОТ, страховые взносы исчисляются поименованными плательщиками страховых взносов по тарифам, размер которых установлен статьей 425 НК РФ: до предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22%; до предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9%; сверх предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%; сверх предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%; на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Плательщики вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее, чем с 1 апреля 2020 года. Если плательщик исключается из реестра МСП, пониженные тарифы не применяются с первого числа месяца, когда он был исключен.

Документ: Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, Письмо ФНС РФ от 29.04.2020 № БС-411/7300@.

Сведения для выбора надежного контрагента обновлены

ФНС опубликовала сведения о среднесписочной численности работников организаций за 2019 год. Подобную информацию теперь размещают ежегодно 8 апреля, а не 1 августа, как раньше.

Налоговое ведомство периодически размещает на сайте в специальном разделе информацию, которая помогает проверять надежность контрагентов. Кроме сведений о работниках можно узнать, например, информацию о доходах и расходах по бухотчетности, долгах перед налоговой.

Обращаем внимание, что срок публикации сведений о крупнейших налогоплательщиках, стратегических предприятиях и организациях ОПК перенесли с 2020 на 2025 год.

Документы: Приказ ФНС России от 07.04.2020 №ЕД-7-14/238@.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Отказ в выполнении операций банками в рамках 115-ФЗ

Изменения законодательства Российской Федерации, предусмотренные законопроектом, направлены на исключение необоснованного применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций. Законопроект предусматривает совершенствование механизмов принятия решений об отказе от заключения договоров банковского счета (вклада), о расторжении договоров банковского счета (вклада) и об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основным мотивом для отказа является непредставление документов, соответствующих Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Немотивированные отказы и при наличии всех подтверждающих документов должны быть исключены.

Документ: Проект Федерального закона от 24.04.2020 № 948530-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Устойчивое развитие экономики в условиях распространения COVID-19

Предлагается расширить перечень сфер, на которые будет распространяться принцип автоматического продления лицензии. Это касается услуг в области охраны труда, продления сроков действия разрешительных документов на водопользование, аттестации аварийноспасательных служб, продления действия свидетельства о присвоении гостинице, горнолыжной трассе или пляжу определенной категории, продления разрешений на такси и др.

Совершенствуется механизм банкротства отдельных категорий должников. Рассматривается возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки.

В целях поддержки туристической отрасли предлагается наделить Правительство РФ полномочиями не только изменять сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, но и уменьшать размер указанного ежегодного взноса.

Законопроектом предусматривается возможность для туристов вернуть денежные средства, уплаченные за туристский продукт, как от туроператора, так и от турагента.

Кроме того, Правительство РФ наделяется дополнительными полномочиями по установлению особенностей оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицины, а также проведения итоговой аттестации и вступительных испытаний.

Документ: Проект Федерального закона от12.04.2020 «953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».

ПИСЬМА ФНС, МИНФИНА РОССИИ

Рекомендации по применению п.2 ПП РФ № 439

Настоящие рекомендации носят сугубо информационно-справочный (рекомендательный, а не общеобязательный) характер, не препятствуют применению нормативных предписаний и положений в значении, отличающемся от примененном в рекомендациях. Ссылками на ст.19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, а также на п.2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 указывается, что вышеуказанными актами рекомендовано предоставить юридическим лицам и ИП - собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы, меры поддержки по уплате имущественных налогов за период, на который предоставлена отсрочка. В этой связи в письме обращено внимание, в частности на следующее: 1) для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются соответствующие налоговые льготы и преференции, следует использовать перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434; 2) при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия: соответствие объекта налогообложения определенным условиям; период действия налоговой льготы с учетом действия отсрочки уплаты арендных платежей; размер и основания налоговой льготы.

Документ: Письмо ФНС РФ от 09.04.2020 № БС-4-21/5994@ «О рекомендуемых п.2 постановления правительства РФ от 03.04.2020 № 439 мерах поддержки, касающихся налогообложения объектов недвижимости, находящихся в аренде».

Разъяснение порядка применения статьи 395 НК РФ

Разъяснение дается в целях определения прав на льготу по земельному налогу и касается участников свободной экономической зоны. В отношении земельных участков, возникших в результате раздела или объединения после 01.01.2018 года исходных земельных участков, принадлежащих организации, которая до 01.01.2018 года начала использовать налоговую льготу, предусмотренную подпунктом 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, в отношении исходных земельных участков, являющихся источником образования указанных новых земельных участков, если 3-х срок использования такой налоговой льготы на момент раздела (объединения) исходных земельных участков не истек, применяются положения п. 2 ст. 395 НК РФ. Прекращение существования земельного участка, в отношении которого была предоставлена налоговая льгота по земельному налогу, предусмотренная подпунктом 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, ведет к прекращению правоотношений, связанных с использованием такой налоговой льготы. Документ: Письмо Минфина РФ от 02.04.2020 № 03-05-04-02/26904.

Если получили Акт налоговой проверки в мае

Проведение ВНП приостановлено до 31 мая включительно. Однако сотрудникам инспекций никто не запрещает делать кое-какие «проверочные» дела до окончания срока моратория. При этом срок представления возражений по этому акту все равно начнет течь с 1 июня. Также инспекция может в мае принять решение по выездной проверке (если материалы уже рассмотрены и все процедуры соблюдены). Но срок для вступления в силу такого решения, а также срок подачи апелляционной жалобы тоже будет отсчитываться с 01.06.2020.

Документ: Письмо ФНС РФ от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@.


Утвержден новый порядок бухучета запасов

Определение понятия «запасы» сформулировано как активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

Действие стандарта распространятся в т.ч. на незавершенное производство.

Определены условия, одновременное соблюдение которых необходимо для признания запасов в бухучете. А именно: затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией; определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина.

В качестве допустимой установлена возможность последующего (после признания в бухучете) изменения единиц учета запасов. Помимо этого, изменен порядок определения фактической себестоимости запасов. Также ФСБУ 5/2019 предусматривает упрощенные способы ведения бухучета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы. Новый стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Однако организации вправе принять решение о его применении и досрочно.

Документ: Информационное сообщение Минфина от 10.04.2020 № ИС-учет-27; Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н.

НДФЛ при продаже имущества

В соответствии с п. 4 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ. При соблюдении срока происходит освобождение от НДФЛ. А по общему правилу минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества исчисляется с даты государственной регистрации на него права собственности. Документ: Письмо Минфина РФ от 15.04.2020 № 03-04-05/30028.

НДФЛ при получении в дар акций

При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества, в частности акций, а это значит, он обязан уплатить налог. Если в качестве дарителя акций выступает физическое лицо, не являющееся членом семьи или близким родственником одаряемого физического лица в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, то, учитывая положения статей 228 и 229 НК РФ, одаряемое физическое лицо обязано самостоятельно исчислить налог на доходы физического лица с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц, а также уплатить налог. Освобождаются о налогообложения только родственники. Облагаемый налогом доход (экономическая выгода) определяется исходя из рыночной стоимости полученных в дар акций.

Документ: Письмо Минфина РФ от 15.04.2020 № 03-04-05/30017.

Налог на доходы в виде процентов, полученных по вкладу в банке

Поправки в НК РФ по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам в банках предусмотрены Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Соответствующие изменения предусматривают, в частности, установление ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 13% в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках. При этом при определении налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. Также при определении налоговой базы не учитываются процентные доходы по вкладам (остатках на счетах), процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, а также по счетам эскроу. Декларирование доходов гражданами не потребуется. Уплата налога в соответствии с принятым порядком осуществляется на основании уведомления налогового органа после окончания налогового периода (календарного года), в котором получены доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках. Следует отметить, что суммы непосредственно вклада в банке не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц. При этом налогообложение дорогостоящего имущества предусмотрено в рамках налога на имущество физических лиц, транспортного налога. В отношении таких объектов предельная налоговая ставка составляет 2 % кадастровой стоимости.

Документ: Письмо Минфина РФ от 14.04.2020 №03-04-09/29658.

Валютные операции и обмен данными

Налоговые органы вправе обмениваться с банками документами в электронной форме. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Таким образом, налоговые органы вправе направлять в уполномоченные банки запросы в электронной форме (в том числе сканированные копии запросов), а уполномоченные банки вправе представлять в ответ сканированные копии (образы) запрашиваемых документов, подписанные квалифицированной электронной подписью, с использованием телекоммуникационных каналов связи, предоставленных специализированными операторами связи в рамках реализации налоговых правоотношений.

Документ: Письмо ФНС РФ от 23.04.2020 № ВД-4-17/6929@ «Об обмене информацией, связанной с проведением валютных операций, в электронной форме».

НПД и декларация по НДФЛ

Декларацию по НДФЛ обязаны представлять те лица, которые указаны в ст. 227, 227.1 и п. 1 ст. 228 НК РФ. Физические же лица, применяющие специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профдоходы. А значит, свои доходы как самозанятые данные лица в декларации по НДФЛ не указывают. Документ: Письмо ФНС РФ от 10.04.2020 № БС-4-11/6105 «О налогообложении доходов физических лиц».

Расходы, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны

Тендерные торги могут предусматривать в качестве необходимых условий участия в них обязанность представления участником конкурсного предложения, сбор за участие в конкурсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии.

При этом в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать возможность участия организации в торгах в рамках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возвратности или возмещения при различных исходах тендерных торгов. Расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в случае, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются им при проигрыше (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Такие расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно. Документ: Письмо Минфина РФ от 03.04.2020 № 03-03-06/1/27033.

Практика квалификации недвижимого имущества

Письме от ФНС России направила для использования в работе информацию о правоприменительной практике, касающейся квалификации недвижимого имущества, в том числе в целях исчисления налога на имущество организаций. В информации отмечается, что НК РФ не содержит определения понятий «движимое» и «недвижимое имущество». Поэтому необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства, в частности, ГК РФ. При этом для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в ЕГРН; при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, для объектов капитального строительства – наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Документ: Письмо ФНС РФ от 20.04.2020 апрель № БС-42020-21/6581@ «О предоставлении информации14 по запросу».


Использование скан-образов первичных документов

Допускается использование в исключительных случаях скан-образов первичных учетных документов для регистрации и накопления содержащихся в них данных в регистрах бухучета. По закону о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Исходя из ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в составе учетной политики экономического субъекта его руководителем утверждаются правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями.

Приведенные нормы не препятствуют использованию в бухгалтерском учете в исключительных случаях скан-образов первичных учетных документов для регистрации и накопления содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

При этом руководитель компании как лицо, организующее ведение бухучета и хранение бухгалтерских документов, должен обеспечить соблюдение требований к первичным учетным документам, установленных законом о бухучете.

Документ: Письмо Минфина РФ от 22.04.2020 № 03-01-10/32570.

Подтверждение доходов для получения кредитных каникул

Нормы Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ разрешают заемщикам обратиться к кредитору с требованием о предоставлении кредитных каникул. В данном случае речь идет об изменении условий кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком. Кредитные каникулы могут быть предоставлены, если доходы заемщика снизились не менее чем на 30% по сравнению со среднемесячными доходами за 2019 год.

Самозанятые граждане для подтверждения постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также получения информации о сумме полученных доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход, в мобильном приложении «Мой налог» и в веб-кабинете «Мой налог» могут сформировать в электронной форме следующие справки: о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (КНД 1122035); о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход (КНД 1122036).

Документ: Письмо ФНС РФ от 22.04.2020 № ПА-4-6/6729@.

                                                       

Поделиться
Класснуть